Серия «Знаковые личности»

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего

"Добрый царь и плохие бояре" - это выражение стало крылатым, и совершенно не зря. Оно, хоть в наши дни может употребляться в разном контексте и с разными целями, в первую очередь чрезвычайно интересно именно со стороны исторической, так как отражает особенности мышления широких слоёв населения в традиционном монархическом обществе, и далеко не только в российском. Через него можно многое понять о том, как мыслили простые люди несколько сотен лет назад, если, конечно, раскрыть значение выражения глубже и обратиться к конкретным примерам, когда оно работало. Для этого же, в свою очередь, великолепно подойдёт такой с первого взгляда совсем не выдающийся русский самодержец, как Пётр Третий. Ниже я расскажу весьма причудливую историю о том, как этот деятель прожил несколько жизней, при это умерев весьма молодым, и как это связано с "добрым царём и злыми боярами", культурными связями различных народов и мышлением людей старой эпохи.

Россиянин поневоле

Будущий русский царь появился на свет в 1728 году в Гольштейне (Голштинии), земле на севере Германии, тогда бывшей отдельным фактически независимым княжеством в очень призрачной к тому моменту Священной Римской империи. Он воспитывался там, и в сущности своей был одним из очень многочисленных немецких принцев, которых позже, в XIX уже столетии, великие державы будут выбирать как основателей королевских династий для новых государств вроде Болгарии, Греции или Бельгии. Впрочем, до этого было еще довольно долго, а пока эти благородные люди жили в своих небольших в большинстве своём владениях, занимаясь местечковой политикой. Конкретно герцоги Голштинии "бодались" не столько с германскими соседями, сколько с Данией, что являлась соседом с севера - у княжества с этим скандинавским королевством были давние конфликты за владение Шлезвигом - чуть более северной территорией, где жили вместе немцы и датчане. Осложнялось дело тем, что герцоги Шлезвига и Гольштейна были ветвью правившей в Копенгагене династии, что ожидаемо породило споры о том, каков должен быть статус территорий - как княжества СРИ или как части Датского королевства? В общем, нюансов много, и сам по себе конфликт, как и все подобные ему, возникавшие на феодальной почве в раздробленных германских землях, чрезвычайно сложен.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Сейчас эти территории разделены между ФРГ и Данией, но раньше их статус был куда более спорным

Однако, детали его в данном случае маловажны, а упомянут он был лишь потому, что Пётр (полное имя при рождении - Карл Петер Ульрих) с юных лет пропитывался именно что атмосферой этой борьбы, а также, естественно, немецкой культурой. Несложно понять, что он был в сущности своей совершенным немцем. И если с перспективы языка, культуры и собственной идентификации это было верно более чем, то вот родословная юноши была иной - по линии матери он был Романовым, ибо являлся сыном Гольштейнского герцога и вышедшей за него замуж одной из дочерей Перта Великого, Анны. Таким образом, наличие русской высочайшей крови могло в теории, при благоприятных обстоятельствах, дать ему шанс взойти на трон в Петербурге.

Впрочем, долгое время это было совершенно неважно, так как при рождении мальчика был жив и другой внук Петра, который Пётр II, и его племянница Анна, и незамужняя дочь Елизавета, и некоторые другие из более "престижных" представителей Романовых. Следовательно, родителям Петра было сложно полагать, что очередь дойдёт до их сына. Но судьба распорядилась иначе - указанные внук и племянница, оба успев, формально или реально, поправить Россией, а также прочие потомки, кроме Елизаветы Петровны, умерли или были удобно отстранены от власти дочерью царя-реформатора, которая притом сама никогда не выйдет замуж и не оставит потомков, по крайней мере тех, что могли бы претендовать на власть. Поэтому она, дабы оставить за своей династией бразды правления, вспомнит о племяннике и пригласит его в Россию, куда он и прибудет в начале 1742 года. Так из принца (с 1739 года - собственно герцога) небольшого образования Пётр станет наследником огромной державы. После этого его женят на другой немецкой принцессе, которая позднее станет известна как императрица Екатерина Вторая, и крестят в православие под именем Пётр Фёдорович.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Пётр Федорович

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Петр с женой

Традиционная точка зрения на всю дальнейшую жизнь Петра, включая и его очень короткое правление в первой половине 1762 года, очень нелестная - ему приписывают лень, нежелание заниматься государственными делами, недалёкость и презрение ко всему русскому. Конечно, нельзя верить этой точке зрения, составленной в своей основе лично Екатериной и её сподвижниками, которые Петра и свергли, полностью, но некоторые вещи отрицать сложно. Так, имело место явное игнорирование царём интересов России в деле внешней политики и полное предпочтение личным пристрастиям в этой сфере. Об этом история весьма известна - в последние года руководства Елизаветы Российская империя вела войну с Пруссией (это была часть более широкой Семилетней войны), королём которой наследник восхищался, и практически победила, но как раз к концу войны царица умерла, и получивший престол Петр остановил боевые действия, отказавшись от всех завоеваний России, включая присоединённую ещё в 1758 году Восточную Пруссию. Это очень разозлило элиту государства и явно повредило его интересам.

Кроме этого, Пётр III решил начать новую войну, и тоже скорее из личных побуждений - с Данией за возвращение владений его предков по линии отца, голштинского герцога. По сути, он использовал полученные огромные ресурсы для решения отдалённых проблем локального характера. Можно спорить на тему того, насколько в теории полезным для России в этом случае могло бы быть получение надёжного контроля над перешейком между Балтикой и Северным морем, коим и являются территории Шлезвига и Гольштейна, но один факт остаётся неоспоримым - император вышел из де-факто уже выигранной войны, отдал занятые земли и таким образом обесценил и сделал бессмысленными потраченные на борьбу с сильной прусской армией ресурсы и жизни солдат и офицеров, при этом готовясь потратить столько же в новом конфликте, носившем скорее личный и авантюрный характер. Это не очень похоже на поступок действительно хорошего правителя.

Внешняя политика Петра была, в общем, сомнительной. Но всё же надо отметить, что некоторые его внутренние деяния были куда более удовлетворительными, как объективно, так и для определённых социальных кругов того времени. Среди таких надо выделить Манифест о вольности дворянства, дававший много льгот вместителям голубой крови (одна из самых весомых - отмена для благородных лиц обязательной службы на государство, как статской, так и военной) и подготовку манифеста и мероприятий по секуляризации чрезмерно раздувшихся к тому времени убыточных для казны владений монастырей. И хотя второе было начато ещё Елизаветой, Пётр стремился ускорить сей процесс (вполне вероятно, что не из-за шибкой прогрессивности, а по причине неприязни к Православной церкви, но тем не менее). Сложно сказать, сколько здесь было личной инициативы молодого императора, а сколько высших сановников, оставшихся от прошлого правления, однако нельзя сказать, что курс внутренней политики при Петре шёл каким-то губительным путём.

Как можно понять, фигура Петра весьма противоречива. Можно долго додумывать, что было бы, останься он у власти дольше, но это в общем-то бесполезно, ибо всего спустя полгода правления Петра свергли и позже (вероятно, хотя никем не доказано) убили. К власти пришла его жена Екатерина, которая вовсе не имела русской крови, но, кажется, оказалась лучшей кандидатурой на роль правительницы для российской верхушки. Вполне возможно, что странная внешняя политика Петра и его действительно весьма пренебрежительное отношение к России, русской культуре и православию, послужило аргументом, перевесившим дворянские вольности и секуляризацию. В любом случае, властвование внука основателя Петербурга кончилось быстро, а его последовавшая за свержением смерть породила множество слухов о том, кто это сделал и по чьему велению, и они были совсем не лестны по отношению к Екатерине и её сторонникам.

Добрый Пётр Федорович

Здесь наступает момент, когда следует вспомнить слова про "доброго царя и злых бояр" из вступления. Большинство населения в Российской империи, как и во всех государствах того времени, составляло крестьянство. В обществе, где монархическое устройство, религия и традиционный уклад доминируют, отношение к личности самодержца, особенно среди простого населения, не обременённого образованием, крайне трепетное. Крестьяне той эпохи искренне считали монарха помазанником Божьим, неприкосновенным властителем, который по определению добр и милосерден. И это не отличительная черта России, совершенно нет - в 1790-х годах во Франции, центре Просвещения, крестьяне в окраинных регионах на западе страны будут восставать против революционного Парижа в том числе из-за казни короля, которую они воспринимали как ужасное преступление. В целом, позитивное отношение к венценосной персоне в традиционных агарных обществах встречается в большинстве случаев.

При этом данная особенность не отменяла возмущений крестьян несправедливым строем, произволом дворян и чиновников. Мнение о том, что "хорошего царя" "обманывают" нехорошие вельможи, и стоит только донести до него правду, как всё пойдёт на лад - крайне часто имело место. Из этого прямо истекает заключение о том, что многие крестьянские возмущения начинались именем монарха, даже если он потом сам их подавлял. А ещё более интересная ситуация складывалась, если правитель умирал вскоре после начала царствования или в наследном статусе, не доживая до восхождения на престол. В таком случае социальное недовольство выливалось в волнения, возглавляемые самозванцами, выдававшими себя за "невинного доброго государя, пострадавшего от злого окружения".

Легко вспомнить нескольких Лжедмитриев, которые седлали ненависть доведённого до разорения боярством и правительством Годунова населения и устраивали мощнейшие возмущения, выдавая себя за убитого (опять не доказано, как и с Петром III) сына Ивана Грозного. А если обратиться на запад, то можно привести в пример Португалию, где погибший в бою молодой король Себастьян стал легендой и "породил" четырёх самозванцев, отражая таким образом желание португальцев с избавиться от испанских захватчиков и восстановить величие страны.

Похожая ситуация возникла и после смерти Перта III - быстро начали появляться слухи и легенды о том, что император спасся и скоро придёт для помощи народу. Это подогревалось тем, что легитимность Екатерины II ввиду отсутствия у неё крови Романовых и прихода к власти путём переворота легко подвергалась сомнению. При этом её политика прекрасно способствовала появлению легенд о Петре, так как она стала апогеем укрепления крепостнической царской системы, весьма угнетавшей основную массу населения. Крестьяне законодательно были лишены права жаловаться на помещиков, их в большом числе переводили в крепостное состояние, а вместе с тем урезались права казачества, которое попадало под всё больший и больший государственный контроль. Это рождало огромное недовольство людей.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Одно из знаменитых классических полотен, на котором точно передана сущность крепостнических отношений. При Екатерине II они были самыми жёсткими для крестьян за всю историю российской монархии.

Вышло хорошее комбо - "злая" немка, повернувшаяся против своего мужа (вспоминаем про патриархальную семью, где подобное - просто немыслимо на нескольких уровнях), законного государя и внука Петра I, который только начал править и ввиду этого не сформировал о себе никакого мнения помимо "дефолтного" о Божьем помазаннике. Эта немка издаёт законы, угнетающие простых людей, и потакает "злым боярам", чем только подогревает недовольство. Может, и не такая плодотворная ситуация для волнений, как в Смутное время, но значительный потенциал точно имелся

И конечно, можно возразить, что в действительности политика Екатерины была во многом продолжением политики мужа (а по-хорошему - Елизаветы), и общий курс самодержавия тогда на самом деле не зависел от конкретной персоны на троне (что доказывает хотя бы то, что Жалованная грамота дворянству Екатерины опиралась во многом на подобный манифест Петра), но этого не могли понимать крестьяне и казаки, которые воспринимали рано ушедшего государя не как отдельного человека (о чьём характере они не имели представления), а как образ "доброго царя-мученика", вокруг которого можно легко и "легитимно" собраться для отпора надоевшему строю.

Так и вышло - не один раз в 1760-ые годы и позднее по всей России появлялись "Петры Фёдоровичи", с разной степенью успеха собиравшие вокруг себя народ. Большинство из них малоизвестны, за исключением двух, одним из которых являлся донской казак Емельян Пугачёв, предводитель очень серьёзного восстания 1773-75 годов, в котором приняли участие крепостные крестьяне, крепостные, бывшие рабочими на уральских заводах (посессионные крестьяне), казаки и представители национальных меньшинств (башкиры, калмыки и прочие). Оно было весьма кровавым и тяжёлым, поскольку началось ближе к восточным окраинам страны, в регионе, полном кочевых народностей и ещё не забывших прежние права казаков, а позже перекинулось в плодородные места по Волге, где крепостнический гнёт был особенно силён. Здесь, в Поволжье и на Южном Урале, народный гнев, катализированный образом "доброго царя Петра Фёдоровича", вылился с особенной тяжестью.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Хоть Пугачёв был ни капли не похож на почившего царя, для масс это было неважно из-за особенностей восприятия императоров вообще

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост
Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Разумеется, слабо организованные войска повстанцев разбили и порождённые ими многочисленные бунты тоже подавили, казнив "Петра Фёдоровича". Но восстание Пугачёва оказало большое влияние на политику Екатерины, заставив её провести ряд реформ и улучшить методы администрирования (что, однако, часто тоже означало урезание прав широких масс). Если же рассматривать пугачёвщину в контексте "наследия" Петра III, то она, безусловно, является ярчайшим его представителем. По сути, этот спорный и неоднозначный, мало правивший император послужил тому же, чему и царевич Дмитрий с португальским королём Себастьяном - созданию образа "доброго царя", который был принят на вооружение людьми в тяжёлый период истории для весьма неэффективной, но всё же борьбы с социально-политическими проблемами. Не как правитель и человек он оказался важен, а как икона для простых людей той эпохи, обладавших иным мировоззрением, чем мы.

Эхо Петра III

Впрочем, можно найти и пример того, как "Пётр Фёдорович" достиг немалого успеха, вероятно, превзойдя настоящего царя в плане успешности правления. Речь идёт о втором широко известном самозванце, который объявился даже не в России, а на Балканах. Конкретно - в Черногории. С первого взгляда это кажется странным, но только с первого - на самом деле нет ничего удивительного в том, что славянская православная страна признала "Петра III" "своим". В те года завоёванные Османской империей балканские православные народы имели весьма сильный образ России как старшей сестры и защитницы, что в первую очередь было вызвано скрепляющей религиозной идентичностью.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Черногория находится в том регионе, где географические условия отлично подходят для партизанской войны и изоляции в горах

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Преимущественно православные балканские народы имели и имеют близкую связь с Россией, которая иногда могла выливаться в интересные ситуации

Но почему местом появления самозванца стала именно Черногория, а не Болгария или Греция? Причина в том, что тогда она единственная из всех балканских стран была непокорной Османам. Черногорцы, которых одни исследователи называют особой группой сербов, а другие - отдельным народом (но всё равно сербам очень близким), смогли сопротивляться турецкому вторжению по причине, которая прослеживается прямо в названии страны - в ней много гор, и при этом недалеко имеется побережье Адриатического моря, через которое можно связываться с Италией (а именно - с враждебной туркам Венецианской республикой). Такая география создала идеальные условия для сопротивления мусульманам, которое было весьма успешно - в середине XVIII столетия Черногория была всё ещё независима, хоть войны о Османами шли очень часто. Черногория временами была османским вассалом, но непосредственно завоёвана была лишь однажды и на короткий период (на рубеже XV и XVI столетий). Горные кланы страны напрямую Константинополю так и не подчинились.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Черногорцы - народ весьма воинственный и суровый, как и все горные жители

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Удивительно, но между католической Венецией и исламской Османской империей православная Черногория смогла выжить, прибегая периодически к союзу с итальянцами

Слухи о том, что Пётр III жив, дошли и до Балкан. В 1766 году на черногорской земле объявился человек, назвавший себя чудом выжившим русским царём. К тому времени страна переживала не лучшие времена - отношения и с турками, и с венецианцами были напряжены. Светлейшая Республика лишила Черногорию выхода к морю, навязав ряд условий в плане государственного управления, а Османы стремились подчинить непокорную территорию как вассала или взять под полный контроль. В этих условиях "Пётр Фёдорович" и появился. Это был мужчина неясного происхождения, по имени Стефан (в истории остался с прозвищем "Малый"). Любопытно, что своего настоящего имени он не скрывал, в отличие от подавляющего большинства самозванцев. Конечно, ношение "царём" "чужого" имели объяснялось необходимостью скрываться от преследований "злодеев", но тем не менее такая относительная честность весьма показательна.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Даже по этому изображению сложно судить, насколько реально Стефан был похож на настоящего императора. Впрочем, для черногорцев это было так же неважно, как и для русских крестьян

В 1767 году Стефан пришёл к власти и был народом страны общепризнан как чудом спасшийся российский император. Его правление, куда более долгое, чем у настоящего Петра - шесть лет до 1773 года, оказалось неожиданно продуктивным. Он понимал, что проблемы Черногории исходят во многом от устаревших средневековых практик управления и междоусобиц черногорских племён. Им была проведена судебная реформа, упорядочившая судопроизводство, а также проделаны серьёзные шаги в сторону секуляризации страны (до того Черногория управлялась церковными сановниками). Также с переменным успехом шла борьба с турками и венецианцами.

В конце концов, османские власти смогли убить царя Черногории, подкупив его слугу, который и избавился от крайне неприятного султану руководителя. Впрочем, Османская империя всё равно не подчинит страну, в ней просто восстановится бывший до Стефана теократический порядок. Несмотря на то, что этот самозванец тоже продержится не очень долго и умрёт насильственно, его активность была поразительно компетентной и долгой на фоне прочих подобных деятелей. Часть этого успеха, однозначно, связана и использованием "популярного имиджа" "Доброго Петра Фёдоровича", хотя многое решали особенности самой Черногории и личности Стефана.

Так интересно устроен наш мир - немец по духу, волею судеб и генетики ставший российским императором, правивший мало и весьма посредственно на фоне двух женщин, между грандиозными царствованиями которых оказался, тем не менее из-за особенностей сознания простых людей в традиционной монархии оставил немалое наследие, даже будучи мёртвым.

И хотя "добрым царём", который пал жертвой "злых бояр" Пётр едва ли был (по крайней мере, не так, как это себе представлял народ), его образ, хотя даже не столько его, сколько абстрактного "хорошего государя", послужил возникновению ряда легенд и событий не только в России, но и за её пределами.

Показать полностью 12

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой?

Средние Века едва ли можно назвать мирным и гуманным временем. Скорее наоборот, в эти года насилие на всех уровнях общества достигло масштаба очень внушающего. Можно сказать, что по сравнению с позднеантичными временами, когда в Средиземноморье единолично правила Римская империя, Средневековье стало эпохой постоянных нестабильности и войн, когда ни в Европе, ни на Ближнем Востоке, ни в Северной Африке не было долгоправящей мощной державы, которая при этом занимала бы большую часть хотя бы одного из регионов.(всевозможные Халифаты и Франкские империи появлялись редко и распадались через 100-150 лет). Подобная атмосфера, когда любая провинция и любое поселение могли быть разграблены и порабощены очередными захватчиками из пустынь, гор или степей или просто воинами соседнего лорда/маркиза/князя/эмира , создала по всей Западной Евразии пеструю и очень динамичную систему сообществ и политических образований, чаще всего закрытых и враждебных друг другу, при этом внутренне практиковавших суровый авторитаризм и жестокие традиции.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Так выглядела в X столетии карта Франции. Такая раздробленность характерна для всей тогдашней Европы

При всем этом, в эту же эпоху два широко известных авраамических учения, которые на уровне доктрины и книжного описания не были чем-то из ряда вон кровавым, стали доминирующими в этой обширной части мира. Весьма странно - в такое тяжелое, отнюдь не любвеобильное время именно космополитичные и весьма прогрессивные для тогдашнего человека христианство и ислам стали крайне популярны. Люди следовали им поголовно, при этом нисколько не изменяя своим нравам и обычаям, наоборот, изменяя изначальные учения под свой образ жизни, все также продолжая рубить друг другу части тел и заниматься прочими дикими для современного жителя обеспеченного мира вещами.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Христианство и ислам с их относительно травоядной для той эпохи философией все же господствовали в этом суровом мире

Такая двойственность характерна для эпохи, и один из лучших примеров - Византийская империя, провозглашавшая себя самой чистой и верной Христианской державой, но при этом не жалевшая ни врагов, ни собственных подданных, если надо было, и имевшая мощную бескомпромиссную вертикаль власти. Если же обратиться к конкретным лицам - то государственные и прочие видные деятели Восточного Рима очень часто представляли из себя индивидов, максимально далеких от образа не только праведного, но и просто более-менее сносного христианина. Можно вспомнить ослеплявшего в массовом порядке православных болгарских пленных василевса Василия II (простите за тавтологию), или династию Ангелов (ироничное название для такого осиного гнезда), пожиравшую саму себя в чрезмерных дворцовых убийствах. Но самая блистающая звезда на этом пьедестале - Ирина, первая женщина на царьградском троне, ставшая почитаемой православной святой. Этот рассказ будет о том, как она добилась таких почестей и почему заслуженность их вызывает немалые сомнения.

Сиротка из провинции

Ирина появилась на свет в Афинах в 752 году. Она была голубых кровей, происходила из знатного греческого рода, но, несмотря на это, значимыми богатствами не обладала. Родителей у нее тоже рано не стало, и воспитывалась она в семье своего дяди, занимавшего солидную должность в городе. Как и полагается среднестатистическому человеку того времени, Ирина была с самого детства очень набожна, добросовестно молилась и стояла церковные службы. Однако она уже тогда, будучи в не очень удобном положении в дядином доме и не имея заманчивых перспектив на жизнь, отличалась пылким и инициативным нравом. Впрочем, о ранних годах Ирины мало что известно, и не зря - едва ли они отмечены чем-то выдающимся в жизни будущей императрицы, кроме стандартных вещей в жизни каждого византийца.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Сейчас церковные службы могут казаться скучными, но в эпоху до распространения грамотности и до появления радио, телевидения и интернета это был один из немногих способов досуга и отвлечения от рутины

Но, как это часто бывает, счастье привалило девушке внезапно. Тогдашний самодержец Константин V в какой-то момент решил проявить заботу о личной жизни своего сына Льва, и начал искать ему жену. Как ни странно, но Ирина, жившая не в Константинополе, а в куда более скромных тогда Афинах, показалась ему идеальным вариантом. Ей тогда как раз исполнился идеальный для брака и деторождения в те года примитивной медицины возраст - 16 лет, и она была довольно красива, но разве это может послужить веским основанием для столь "высокоуровневого" брака ? Вызывает большие сомнения, но тем не менее Константин посчитал, что вполне этих оснований достаточно, и вот Ирина уже в Константинополе, венчается с наследником Львом. Так с 768 года провинциальная сирота резко повысила свой статус и стала жить непосредственно у престола, который, по всей вероятности, именно тогда начал ее безудержно манить.

Духовная оппозиционерка

Впрочем, кое-что неприятное для невесты в этом браке все же было. Но чтобы это понять, нужно углубится в общий контекст Византии тех лет. Когда жила Ирина, в стране господствовало иконоборчество - течение одновременно социальное, религиозное и политическое. Как ясно из названия, оно считало и иконы, и любое вообще изображение одушевленных предметов на религиозную тематику формой идолопоклонничества и желало его полного искоренения. Политическая же подоплека была в том, что, как несложно понять, течение это стало популярным аккурат во время распространения ислама, в котором запрет на изображение живого был железобетонен. Халифат использовал почитание икон в Византии как повод очернить ее и обвинить в языческом уклоне, что плохо сказывалось на защите от арабских вторжений. С большим трудом, применяя свое уникальное оружие - греческий огонь, византийцы выдержали эпическую осаду Константинополя 717-18 годов от этих самых мусульман. Данное потрясение, видимо, повлияло на сознание правившей тогда династии Исавров, и император Лев III в 730 году решился начать постепенную борьбу с почитанием икон. Он, впрочем, приказал лишь убирать их с видных мест и ставить выше в церквях, чтобы люди не могли с ними физически взаимодействовать.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Какой бы забавной не была эта расхожая картинка, греческий огонь и в самом деле представлял из себя стратегически важное оружие

Гораздо радикальнее действовал его преемник - тот самый выбравший Ирину в жены сыну Константин V по прозвищу Копроним (сами угадайте по первой его части, было ли оно лестным), данному ему иконопочитателями. Он в 754 году созвал аж целый Собор, официально осудивший и запретивший почитание икон, мозаик и тому подобного. Произведения такого рода массово уничтожались, а высокопоставленные противники монаршей политики подвергались казням и пыткам. Однако, традиции почитания икон были очень сильны, и просто так не уходили. Так, за пределами столицы иконоборчество было непопулярно, в том числе и на малой родине Ирины, в Афинах. Она была иконопочитательницей, и Константин об этом знал, поэтому заставил девушку публично отречься от своих убеждений перед замужеством. Но реально Ирина ни от чего не отказалась и продолжила моление перед иконами, что, разумеется, тщательно скрывала.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Не только иконы, но и подобные этой ценнейшие мозаики были в огромном числе уничтожены при василевсах-иконоборцах

Когда старый василевс умер и в 775 году муж Ирины - Лев IV, стал новым венценосцем, она начала уговаривать его смягчить репрессии против иконопочитания, и их действительно стало меньше, но общий "курс партии" никак не изменился. Не изменилось и отношение Ирины к этому курсу, и потому когда после пяти лет правления супруга были обнаружены иконы, которым та молилась тайно у себя в опочивальне, Лев воспринял это чуть ли не как измену и решил судить супругу-еретичку. Но "внезапно" умер как раз перед этим, в сентябре 780 года. Прямых доказательств нет, но несложно предположить, кто это сделал. Ирина, как уже упоминалось, была умна и активна, поэтому легко обзавелась связями во дворце, что ее, по всей видимости, и спасло от участи подневольного монашества где-нибудь на одиноком острове в Эгейском море. Впрочем, прямо назвать ее виновницей смерти мужа все же нельзя, хоть и очень это вероятно.

Вкусившая запретный плод власти

На момент смерти Льва IV их с Ириной сыну, Константину, было всего девять лет. Поэтому счастливо овдовевшая женщина стала регентшей при ребенке. Наконец она получила полноту власти, и первое что начала делать, это подготавливать почву для восстановления иконопочитания. Поначалу было сложно, ибо с 730-ых годов в столице накопилось немалое число ярых иконоборцев, но в конце концов их влияние минимизировали и на новом Соборе в 787 году почитание икон было восстановлено. Это событие является первым огромным триумфом Ирины, получившей после этого большой авторитет у большинства населения страны.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Позднее изображение Седьмого Вселенского Собора 787 года, вернувшего иконопочитание

Но правительнице не повезло с одним - ее сын не оставался малым неразумным дитём, чего очень хотелось бы любящей матери, а возмужал и сам начал плести интриги против родительницы. Он резонно хотел получить законное место на троне, но Ирина с этим тянула. Видимо, высшая власть стала для нее за эти годы слишком сладостной и привычной, и совсем не хотелось отдавать ее тому, кто еще недавно держался за материнскую юбку. Но Константин все же взял верх и в 790 году путем мятежа в армии сместил мать, отстранив от управления империей.

Великий Василевс

Несмотря на крупное поражение, Ирина не оставила идеи завладеть престолом, просто ждала нужного момента для эффектного возвращения. А момент был отнюдь не иллюзорен - в те года Византия часто терпела поражения в войнах, преимущественно от арабов и славян, что меняло настроения войск и могло привлечь их на другую сторону в дворцовой борьбе. Так и получилось - новый император очень скоро будет бит мусульманами, после чего Ирина снова получит популярность на фоне неудачливого отпрыска и будет им возвращена во дворец. Вновь получив политические рычаги, Ирина будет постепенно портить имидж сына и получать себе все больше и больше сторонников, нежной материнской рукой затягивая у Константина на шее петлю.

В 797 году она все же совершила переворот, в ходе которого велела своим слугам ослепить Константина и сослать в неприметное место. Однако вполне вероятно, что низложенный император умер уже тогда. В любом случае, Ирина проявила крайнюю жестокость к сыну, который сам ее после свержения несколькими годами ранее даже оставил жить в столице, хоть и без власти.

Что очень примечательно, византийцы не считали насильственное лишение зрения грехом. Нет же заповеди "не ослепи", потому это действие было очень частым инструментом для выведения политических противников из игры, при этом формально не нарушавшим христианскую мораль.

Но торжествующей Ирине подобные мелочи были, конечно, не важны, так как теперь препятствий к трону больше не было, а что может быть главнее этого? Она объявила себя полноценной правительницей, причем величать ее стали именно мужскими титулами василевс и автократор. Видимо, для большей легитимности, как-никак, но в патриархальном обществе подобная мимикрия была нужна хотя бы для "приличия".

Так с 797 по 802 года Ирина была настоящей императрицей. Она снизила налоги и занималась благотворительностью, в целом была не худшим руководителем. Но была одна проблема - поскольку теперь в Константинополе не было правителя-мужчины, Франкское королевство и его король Карл напару с Папой Римским посчитали, что римский престол как бы "свободен", и можно воспользоваться такой великолепной возможностью. В 800 году в итальянском Риме Карл был коронован императором, что снизило международный престиж Византии. Эта крупная неудача стала черным пятном в правлении Ирины. С этого момента против нее начались заговоры, затягивавшие петлю подобно тому, как сама императрица делала это со своим сыном.

Ирина даже согласилась вести переговоры о вступлении в брак с Карлом Великим, чтобы "соединить Запад и Восток империи", как в старые добрые. Это было уже слишком для основной части византийской элиты, поэтому как раз когда франкские послы находились в Константинополе, Ирину свергли и, после недолгого обдумывания судьбы уже бывшего "василевса", отправили в ссылку на остров Лесбос у берегов Малой Азии, где она и умерла год спустя, в 803.

Святая ли?

Несмотря на все вышесказанное, Ирина была объявлена святой позднее. Это случилось оттого, что иконопочитание было окончательно восстановлено в середине IX века (после Ирины еще будет период императоров-иконоборцев), и сделавшая очень большой шаг в сторону его победы правительница окажется в почете и будет вспоминаться в дальнейшем именно в таком ключе. Тем не менее, если трезво взглянуть на жизнь Ирины, то она не была хорошим человеком - жаждала власти, интриговала, предположительно убила мужа и убила или искалечила жизнь собственному сыну. Не самый благочестивый послужной список. И тем не менее, сомнений в том, что эта женщина достойна стать святой, у современников не возникло.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

По иконе и не скажешь, что императрица на самом деле была довольно неприятной личностью

Ирина очень хорошо показывает упомянутую еще в начале рассказа двойственность средневекового религиозного мышления - внешняя приверженность вере (принципиальное почитание икон, регулярное посещение церкви и прочее) при реальном грубом нарушении заповедей и христианского образа жизни. Такое было в порядке вещей, так как религия тогда играла роль идеологии и социального клея, и не следовать ей было нереально, каким бы человеком ты ни был. Даже сложно винить Ирину в том, какой она была, ведь в той системе иначе себя вести было попросту невозможно. Тем не менее, сам факт, что такого человека причислили к лику святых, показателен и, на мой взгляд, отлично демонстрирует сущность мышления средневекового человека. И сейчас лицемерия в обществе не меньше, просто оно более не обязательно связано с религией. Все-таки человеческая цивилизация - очень сложное и парадоксальное явление, и приведенный в рассказе пример отлично это демонстрирует.

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!